На Руси первые ярмарки появились в X–XII веках. Тогда подобные мероприятия назывались «торги», реже «торжки». Ярмарки длились один день, проходили как в городах, так и в деревнях. На «торжках» можно было купить только один товар, например, скот, хлеб, ткани. Слово «ярмарка» немецкого происхождения: jahr - год, markt – рынок. Слово в обиходе появилось в XVII веке, когда на торги стали приезжать иностранцы.
В те годы народ на ярмарочных площадях развлекали скоморохи. Они играли на дудках, балалайках, трещотках, показывали представления с козами и медведями. Такой «культурной программой» особенно были недовольны священники.
Священнослужители писали в Москву челобитные о беспорядках на ярмарках. В конце XVII века одна такая челобитная поступила царю от священника из Кашина. По его словам, в первые дни Великого поста крестьяне много ели и пили, а скоморохи веселили людей. Государь приказал воеводе установить строгий порядок.
К началу XIX века ярмарки распространились по всей стране. Наиболее известные торги проходили в Нижнем Новгороде, Оренбурге, Перми, Барнауле. Ярмарочный процесс длился от 2 недель до 2 месяцев. Товар продавался самый разный, работали артисты, балаганы. Охрана следила за порядком: в задачи входило пресекать хулиганство и воровство.
В XIX веке ярмарки стали играть большую культурную роль – на них узнавали о новостях, в том числе из других стран. Под мероприятие создавались открытки, выпускались газеты, путеводители, брошюры. Например, с 1863 до 1915 года регулярно выходила газета «Ирбитский ярмарочный листок», в которой публиковались новости, реклама товаров, заметки об интересных происшествиях. В свое время писателем в этой газете был Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Почему Нижний Новгород назван «карманом России»?
В XIX веке главной ярмаркой России стала Нижегородская. Основные товары – чай, рыба, соль, мех. На событие приезжали европейцы, армяне, персы. В те времена ходила пословица: «Москва – сердце России, Санкт-Петербург – голова, а Нижний Новгород – карман».
В ярмарочные дни население заметно увеличивалось. В обычное время в Нижнем Новгороде проживало 20 тыс. человек, а в период ярмарки - в 10 раз больше.
В начале XIX века ярмарку еще называли Макарьевской, так как торговые ряды располагались у Макарьевского монастыря. На ней даже побывал А. С. Пушкин.
Благодаря ярмарке менялся архитектурный облик Нижнего Новгорода. После пожара у Макарьевского монастыря развернули крупное строительство в городе. Главный ярмарочный дом возвел Августин Бетанкур. В нем было 60 корпусов, свободно могли расположиться 2000 человек. При строительстве учитывали особенности разного товара, соблюдался национальный стиль. На территории ярмарочного двора также был возведен Спасский Староярмарочный собор, в центре была площадь. В городе поддерживалась чистота за счет уникальной для тех времен канализационной системы.
Ярмарки XIX века стали долгожданными событиями, настоящими культурными центрами. В малых городах из развлечений были кукольные театры, балаганы, дрессировщики. Любимцем публики стал веселый Петрушка. Одним из популярных развлечений были райки – коробки с картинками и увеличительным стеклом. Раешники меняли картинки и параллельно выдавали шутки или забавные присказки.